Українська English Русский
Останні новини

Блог

Хто ми?

Про нас

Ми - це не велика компанія, наша команда- це наша сім'я : дідусь, який займається бджільництвом вже більше 35-ти років, мама і тато, які є головними критиками нашої справи, моя дівчина- головний мотиватор, джерело енергії і я.

Мене звати Рома і я хочу робити якісний, смачний, незвичайний продукт :)

  Українська English Русский

Дарите мед: как сделать пасеку рентабельным бизнесом

Автор: admin Дата: 2017-09-30

В Украине ежегодно производят более 70 000 тонн меда, но, по разным оценкам, около 90-93% производства находится в руках мелких фермеров и любителей. Изменить устоявшиеся представления о стандартном базарный мед, а также помочь дедушке делать современный бизнес на старой пасеке, решил бывший банковский служащий Роман Бака. И сделал мед подарком, когда начал производить медовые наборы под брендом Be Honey.

Расскажите, почему вы решили заняться торговлей медом?

- Мой дедушка держит пасеку уже более 35 лет, и два года назад я решил помочь. У него есть под Белой Церковью 100 своих ульев, но никто из наших родственников не горел желанием перенять опыт и помочь в сбыте. Поэтому я с головой погрузился в новую для себя специфику. Раньше мой дедушка продавал мед только друзьям и на местном рынке, а я решил продукцию сертифицировать и расфасовать мед в банки с этикетками и попытался предложить его в магазины.

Раньше я работал в банке, но мне хотелось сделать нечто гораздо большее, чем быть служащим. Я уволился и на бирже труда прошел специальные курсы для бизнесменов, получив одноразовую помощь на открытие бизнеса в 32 тыс. грн. Все выглядело просто - у меня был мед, было свободное время и голова на плечах, чтобы его продать.

Но с начала я сделал ошибку: у меня был знакомый, который держал 40 маленьких магазинов мясо-колбасной продукции и я отдал ему мед под реализацию. Казалось бы, все сложилось идеально - уже можно считать будущие деньги. Через два месяца я обнаружил, что мой мед вообще не продается. Потому что люди в первую очередь приходят за сосисками, а не за сладким. Я взял продукцию, начал самостоятельно ездить по локальным фермерским и магазинам здоровой пищи, предлагая взять мой мед под реализацию. Почти 90% магазинов отказывались, мотивируя, что мед не является чем-то оригинальным. Начал думать, каким образом помочь этой ситуации. Уже на этом этапе я понял, что мне, как мелкому производителю, без особых капиталовложений будет очень трудно работать. Вложив в производство меда 3-4 млн. Гривен и загрузив его в одну из крупных украинских торговых сетей я бы, безусловно, сработал «в плюс». Поскольку таких денег не было, мне нужны были более «рентабельные» идеи.

Например?

- Я зашел на сайты американских производителей меда и посмотрел, что там очень популярны подарочные наборы из меда и джемов к различным праздникам. Поэтому понял, что на этом можно реально «сыграть». Мой отец имеет небольшую столярную мастерскую под Киевом, производит мебель на заказ. Изготовить специальные деревянные корзины для таких наборов - для него вообще не проблема. Таким образом родственные дела объединились в еще один бизнес.

Как вы решили продавать эти наборы меда?

- Я начал звонить в различные компаний и предлагать наши подарочные наборы в качестве корпоративных подарков. Было много отказов, но первым нашим крупным заказчиком стала известная компания Baker & McKenzie. Для них мы изготовили 150 подарков, после чего я обнаружил, что это идеальный способ наладить высокорентабельный бизнес. Затем еще более 15 крупных предприятий стали моими клиентами. Я хорошо понимал, что мед - это подарок, который будет подходить к любому случаю и ситуации. После этого мы делали подобные наборы и до Нового Года, и на День влюбленных, и на несколько свадеб в качестве подарка гостям - все воспринималось на «ура».

Кроме обычных видов меда из акации, липового, цветочного мы начали делать медовые миксы - с шоколадом (вроде «нутеллой»), различными видами орехов. Кстати, они очень полюбились нашим клиентам.

Какие сложности работы с корпоративными заказами? Какая цена наборов?

- В корпоративных заказах самая большая сложность - это сделать то, что заказное в четко оговоренные сроки. С медом проблемы нет, а вот относительно соответствующего упаковки, декора, бирок у меня сначала были проблемы. Потому особенно в период праздников полиграфии завалены работой, небольшие партии этикеток их не интересуют. Поэтому я понял, что нужно делать максимально замкнутый цикл производства. Я вложил еще около 50 тыс. Гривен, и приобрел небольшой полиграфический комплекс. Сейчас мы можем быстро делать все необходимое упаковки. Условно говоря, уже на следующий день ваш заказ может быть готово. А оперативность - одна из весомых составляющих сервиса. На сегодня у меня нет проблем с клиентами, скажу даже больше - планирую наращивать мощности. Все в сумме - мед, деревянное упаковки, собственные этикетки позволяют не мало экономить, и больше вкладывать в развитие бизнеса. Сегодня стоимость одного набора меда стартует от 270 грн.

А копировать ваши идеи с наборами пробовали?

- Да, этого не избежать. С другой стороны - это идея не моя, не ноу-хау. Поэтому просто должен быть готовым, и когда конкурент «дышит тебе в спину», надо предлагать рынку новые и новые идеи. Делать лучше, быстрее, интереснее. Уже сейчас я активно готовлюсь к осеннему сезону, это будут совершенно новые продукты на основе меда, которых до сих пор в Украине не пробовали. Поэтому конкуренция - это большой стимул.

Каким образом планируете развивать бизнес в дальнейшем?

- Поскольку моему дедушке уже 73 года, а я не могу полноценно взять на себя его работу, то решил пойти другим путем. Хочу помочь пчеловодам, коллегам моего дедушки, вести бизнес и продавать мед по справедливой цене. Не бездумно его скупать, а именно учить обычных наших производителей выстраивать бренд и объединяться общей идеей продаж. К примеру, в Европе сейчас есть тренд локального питания. Когда человек, приходя к производителю, покупает именно продукт, производимый в определенном отдельном регионе, городе или даже деревне. Поэтому если правильно это подать, это может стать хорошим стартом.

«Фишка» проекта - рассказать на самой этикетке на какой именно ферме, где и когда было произведено этот мед, в чем его особенности, с которой он растения и тому подобное. Уверен, эти модели продаж могут работать в Украине, людям интересно. Я вижу, что благодаря тому, что мед нашей компании пробуют в качестве корпоративного подарка, его потом легче продавать в магазинах, потому что товар уже знают.

Насколько трудно стартовать в медовом бизнесе? Начальные инвестиции нужны?

- Сразу скажу, если вы хотите начать заниматься медом, первое, что нужно сделать, это поехать в деревню, найти там пасечника и все лето провести там, перенимая опыт. Не понимая всех процессов, вам будет очень трудно выстраивать коммуникацию с вашими клиентами. К тому же, я бы разделял производственные процессы и продажу. На мой взгляд, пчеловод должен заниматься только производством, как это делает мой дедушка. Ему нужен человек как я, который сможет этот продукт продать и выстроить отношения с ритейлом, трейдерами.

Сам бизнес, с точки зрения инвестиций, дорогой. Один улей может обойтись в тысячи гривен. Один бидон для меда сейчас стоит более 800 грн, для тонны меда нужно приобрести бидонов на 16000 гривен. Как стартап медовая дело не столь быстро окупаемый. Мне повезло, что вся необходимая база у меня уже была, оставалось только правильно все организовать.

Насколько серьезная конкуренция?

- Я не назвал наш медовый сегмент слишком высококонкурентным. Условно всех конкурентов на рынке меда можно разделить на три категории. Первая - это те дедушки и бабушки, которые имеют свою пасеку в селе и продают по знакомым и друзьям, или на рынках. Второй - это производители, которые скупают мед у пасечников и продают его за границу, а то, что не удалось продать сбывают внутри государства. Ну и третий - это производители, которые имеют несколько более 200 ульев сами собирают, фасуют мед и продают его в торговых сетях. Они, как правило, больше заботятся качеством имеют соответственно сертификаты и платят налоги с доходов.

Держать собственную пасеку и возить мед на местный базар - это не бизнес. Глобально в Украине нет игрока, который готов к масштабному производству меда. С молочными фермами в этом плане проще: можно купить несколько сотен коров, потом наращивать поголовье и собирать нужное количество молока и считаться очень приличным производителем. А вот с пчеловодством все иначе. Украинский пчеловодство - это, в большинстве, пчеловоды-любители, или небольшие фермерские хозяйства, которые имеют пасеки. Если у производителя есть две-три тысячи ульев, то это уже очень много, но глобальную потребность в продукте он не перекроет. Так же сформировать нормальную экспортную партию меда все еще очень трудно. Более того, никто не пытается подсчитать сколько меда в Украине производят. Есть данные таможенной статистики - сколько мы вывозим из государства, а вот сколько остается, съедается и выливается в ее пределах - этого не знает никто.

При экспорте в нашем меде находили запрещенные вещества, в том числе, антибиотики. Как вы к этому относитесь?

- То, что отечественный мед вывозится и пользуется популярностью за рубежом - вполне понятно. Другой вопрос, это насколько легально он завозится в ЕС и экспортеры готовы заявлять, что он действительно имеет украинское происхождение. Как вообще вывозится мед? Приезжает, к примеру, какой-то поляк, открывает представительство в Украине, скупает мед производителей, дальше вывозит его, штампует этикетку и дальше это уже не украинский, а польский продукт. Так же я в прошлом году был в Венгрии и видел, как массово там продается мед из акации на местных рынках и даже в некоторых супермаркетах. Килограмм такого продукта стоил 270 грн за килограмм, тогда как в Украине, по ценам прошлого года, примерно 180 грн / кг.

Но на самом деле акация в этой стране растет очень редко, поэтому выработать мед в таких масштабах просто невозможно. Поэтому откуда они его берут? Правильно - нелегально, из соседней Украины. Поэтому ряд историй с качеством вроде украинского меда имела место, однако это было с медом из других стран тоже. Что касается антибиотиков, то их применяют почти все крупные производители меда. Если у вас есть 100-500 ульев, то следить за здоровьем пчел проблематично, однако возможно. А вот если у вас семей значительно больше, то без антибиотиков обойтись трудно.

На ваш взгляд, среднем производителю меда целесообразнее все же ориентироваться на внутренний рынок, все же думать об экспорте продукции?

- Пасеку в 200 пчелосемей может обслуживать 3-4 человека за сезон. Если правильно автоматизировать, вложив сумму примерно в 10 тыс. Евро, то даже два человека. Такая пасека суммарно может дать 6 тонн меда и этого достаточно для одной поставки. Однако добавьте к расходов на транспортировку, экспертизу в соответствии с европейскими требованиями и тому подобное. К тому же, среднестатистическому фермеру бывает трудно разобраться в экспортной документации, специфических требованиях ритейла и самой страной назначения. Если проще - из-за неправильно поставленной галочкт в документах ваш товар могут просто отправить обратно.

Получается, что такие одноразовые поставки будут отнимать гораздо больше времени и усилий, чем полученная выгода. Шесть тонн меда вывести можно, но важна цикличность поставок, стабильное качество, умение коммуницировать и быть гибким в сроках возврата денег за товар. Все это искусство, которым могут быстро овладеть единицы наших производителей. Поэтому на сегодня единственный выход - это кооперироваться с другими производителями и формировать имидж на медовой арене. Большой объем продукции даст возможность больше диктовать условия и не зависеть от одного заказчика продукции, легко перенаправить продукцию, и распределять ее. Кроме того, лучше продавать мед уже в фасованном виде а не просто в виде сырья. Так будет меньше вопросов и вы сможете больше быть уверены в качестве каждой отдельной партии.

Но при кооперации будет поставляться мед разного качества, от разных производителей. Как быть в этой ситуации?

- Как правило, мед производителей в крупных партиях просто смешивают, поэтому отличить друг от друга - нереально. Кроме того, так называемый фермерский мед никогда не может быть одинаковым, даже с одной пасеки, но в разных ульях, он может существенно отличаться. Мед специфический продукт, это не пластиковые окна, которые будут одинаковыми в каждой партии, поэтому потребители это хорошо понимают. Мед ценится, потому что даже со временем он становится разным, добавляет других нот вкуса.

Оригинал статьи на сайте Agravery

Тэги :
Рейтинг: 5/5.
основано на 18 отзывах